Ассоциация Европейского Бизнеса озвучила результаты продаж новых автомобилей за 10 месяцев текущего года.
Падение рынка в октябре составило 51% (до 116 700 шт), при этом падение за 10 месяцев составило -52% (до 1 232 514 шт). Интересно, что в сентябре «упадническая тенденция» была точно такой же. Автопроизводители уже свыклись с тем, что рынок падает в среднем на половину по сравнению с прошлым годом. Впереди несколько самых активных месяцев, в течение которых производители будут пытаться избавиться от запасов автомобилей двухгодичной давности. Таким образом, падение рынка за год уже едва ли составит более чем 52-53%: результат хоть и не радужный, но были прогнозы и похуже.
Продажи марки LADA, которая пока еще остается самой продаваемой на рынке, в октябре упали еще на 50%. За 10 месяцев было продано 2 976 725 автомобилей. Если учесть, что ежемесячно завод продает по 28 тысяч автомобилей, в конце года будет продано не более 330 тысяч автомобилей — катастрофически мало, учитывая почти нулевую маркетинговую активность завода и смену руководства в службе маркетинга. В целом, пока завод укладывается в собственный прогноз по итогам года на уровне 330 тыс. автомобилей, однако удастся ли на фоне всего происходящего (падение рынка, разорение дилеров
, увольнение персонала) показать хотя бы такой же результат в следующем году, это большой вопрос.
Пока же месячные продажи ВАЗа как минимум в три раза обгоняют результаты самого успешного иностранного производителя в России Chevrolet
(7 265 шт.), но в следующем году эта разница может быть сокращена. Несмотря на банкротство головной компании и смену руководства, марка Chevrolet который год держит пальму первенства в российском рейтинге продаж, за ней следуют привычные Ford
и Renault, опережая с переменным успехом Nissan, Тойота
и Hyundai.
Интересно, что чем ближе к концу года, тем больше автопроизводителей оказываются в плюсе по сравнению с довольно тяжелым октябрем прошлого года. В первую очередь, огромный прирост благодаря своей маркетинговой активности в октябре показывает Kia
— 31% (7 030 автомобилей), сказывается работа нового представительства. Сузуки
удалось продемонстрировать показатель в 2% ( 3 276 шт) — компания пересмотрела ценовую политику в середине года. В премиум-сегменте тоже есть успехи: Ауди
приросла на 14% (1 372 шт), Porsche, которая в 2009 году пошла на нетипичную для себя массовую рекламу, достигла уровня 22% ( 110 шт), а Mini
85 % (98 шт). Коммерческие Ивеко
выросли до 29% (до 66 шт), и даже Исузу
показала громадный прирост в 143%, хотя фактически проданное число автомобилей катастрофически мало: если в прошлом октябре было продано всего 7 машин, то в этом ненамногим больше — 17 штук. Впрочем, по итогам 10 месяцев в плюсе держатся несколько другие марки, не слишком рисковавшие и последствательно избавлявшиеся от прошлогодних стоков: Citroen
10% ( 10 629 шт), Geely
170% ( 7 054 шт) и Хаммер
80% (1 032шт ), хотя в абсолютном выражении продажи этих марок тоже не слишком велики.
Наличие склада и возможность дисконта в конце года оказывают большое влияние на показатели компаний-производителей. Например, Hummer и Cadillac, которые последние месяцы демонстрировали большой прирост, в октябре, наконец, пошли на убыль, так как запасы американских «тяжеловесов» подходят к концу: Hummer упал в октябре на 13% ( 49 шт), Cadillac
на 33% ( 80 шт) — и это при том, что еще в прошлом месяце Hummer был в плюсе. Сааб
традиционно падает быстрее своих собратьев, который месяц показывая снижение на уровне 65-70%. Группа Крайслер
необратимо опускается все ниже, распродавая запасы двухлетней давности: Dodge
(-92%), Jeep
(-79%), Chrysler(-39%).
Впрочем, говорить о каком-то выздоравливании рынка или стабилизации пока, наверное, рановато. Спрос носит достаточно стихийный характер, а сезонный фактор добавляет неразберихи. Огромные минусы в октябре проявились сразу у нескольких производителей, которые в прошлом месяце показывали более приемлемые результаты: например, Alfa Romeo
в октябре 2009 сумела продать всего 4 автомобиля (-84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) — того и гляди, придется закрывать последний московский салон марки. Volvo
еще в сентябре держалась на уровне основной группы (-59%), но в октябре снова провалилась (-75%). Кроме того, сентябрьские показатели были гораздо позитивнее и у всех продуктов группы Sollers: СсангЙонг
(-57%), Фиат
(-54%), УАЗ
(-27%).
Елена Костякова