На днях госкорпорация “Ростехнологии” официально объявила о создании нового холдинга под рабочим названием “Росавто”.
В него войдут все автомобилестроительные активы госкорпорации, включая основные из них: 25,1% “АвтоВАЗа” и 37,8% “КАМАЗа”. По мнению экспертов, тем самым, “Ростехнологии”, осуществили давнишние планы по созданию крупного отечественного автохолдинга. В настоящее время, отечественное автомобилестроение переживает не лучшие времена и, как прогнозируют аналитики, вряд ли новую корпорацию ожидают радужные перспективы. Тем не менее, новый холдинг может вполне рассчитывать на государственную поддержку и лоббирование интересов компаний входящих в корпорацию.
Заместитель директора “Ростехнологий” Игорь Завьялов во вторник сообщил, что совет директоров нового автомобильного холдинга возглавит глава госкорпорации Сергей Чемезов, а гендиректором “Росавто” станет Сергей Когогин, который сейчас занимает пост гендиректора “КамАЗа”. При этом Когогин сохранит свою должность и на “КАМАЗе”. Как сообщают РИА “Новости”, помимо пакетов “АвтоВАЗа” и “КАМАЗа” “Ростехнологиям” принадлежит холдинг “Автокомпоненты”, 30% “Автодизеля” и 32% Тутаевского моторного завода. Корпорация “Росавто” станет 100-процентной дочерней компанией “Ростехологий”. В структуру холдинга предполагается включить четыре субхолдинга: легковой - на базе “АвтоВАЗа»; грузовой - на базе “КАМАЗа”; производящий автокомплектующие - на базе “Автокомпонентов” и субхолдинг “Силовые агрегаты”, который будет базироваться на активах “Автодизеля” и Тутаевского моторного завода. Аналитик по машиностроению инвестиционной компании “АТОН”" Михаил Пак считает, что создание новой корпорации поможет входящим в нее компаниям лоббировать их интересы на государственном уровне.
В то же время существуют и некоторые сложности, поскольку группой ГАЗ
является основным акционером “Автодизеля” и, по предварительной информации, между двумя автогигантами еще будут проходить переговоры по данному вопросу. Кроме того, у “АвтоВАЗа” и “КАМАЗа” имеются крупные иностранные акционеры: французской Renault
принадлежат 25% “АвтоВАЗа”, а немецкому Daimler
- 10% “КАМАЗа”. По некоторым данным между “Ростехнологиями” и зарубежными партнерами Daimler и Renault уже достигнуто согласие по созданию “Росавто”. Среди крупных акционеров “АвтоВАЗа” и “КАМАЗа” (25% и 44,4% акций соответственно) остается и российская инвестиционная компании “Тройка Диалог”, которая пока не собирается продавать “Росавто” принадлежащие ей доли в “АвтоВАЗе” и “КАМАЗе” или же вносить их в “Росавто” в обмен на долю в холдинге.
Как считают аналитики, перспективы у новой корпорация нельзя назвать радужными. “На мой взгляд, слияние не даст ожидаемого экономического эффекта в обозримом будущем, поскольку каждое из четырех предприятий холдинга “Росавто”, обременено долгами. - говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. - Более того, АвтоВАЗ уже получил и потратил 25 млрд руб. от государства, однако продажи ВАЗовских машин вверх пока не пошли”. Здесь следует отметить, что все-таки определенные успехи АвтоВАЗа были достигнуты за последние полгода. В частности, речь идет об увеличении доли на автомобильном рынке, который, правда продолжать снижать общие продажи.
Тем не менее, у отечественных автокомпаний сейчас наблюдается затоваривание складов и, следовательно, снижение объемов производства. “И “КАМАЗ”, и “АвтоВАЗ” летом частично были на каникулах, а осенью перейдут на сокращенную рабочую неделю, на обоих предприятиях наблюдается перепроизводство продукции, ожидается сокращение персонала, - отмечает Анна Синявкая. - В общем, проблемы есть у каждого предприятия, и нельзя утверждать, что их объединение приведет к решению этих проблем”. Участники рынка сходятся во мнении, что новый холдинг может рассчитывать на дополнительное финансирование государства уже в новом качестве. Что касается синергии объединенных компаний, то ее эффект сейчас трудно прогнозировать.
Никита Афанасьев