В деле о сотрудничестве японского и немецкого концернов поставлена точка.
Вернее, запятая: руководители
Suzuki
объявили о том, что в дальнейшем намерены существовать сами по себе. А если и выбирать партнера на европейском авторынке, то точно не Volkswagen. Японцы обиделись на то, что немецкая сторона перебарщивает с контролем извне, а также не делится технологическими новинками в достаточной мере. Насколько мирным будет этот развод, пока неизвестно: официального заявления со стороны VAG не последовало.
«Компания Suzuki официально объявляет о решении совета директоров о прекращении партнерства и перекрестного владения акциями с концерном Volkswagen», - сообщила пресс-служба японского автопроизводителя. Объясняется также и причина вынужденного разрыва отношений.
«По предложению концерна Фольксваген
компания Suzuki подписала рамочное соглашение о партнерстве в качестве «независимых учреждений и равных партнеров». Основной целью компании Suzuki при создании партнерства было получение технических достижений концерна Volkswagen, что послужило бы толчком к разработке новых экологических и инженерных решений для поддержания конкурентоспособности компании Suzuki в условиях развития технологий автомобильной индустрии во всем мире. Для обеспечения соблюдения партнерских отношений компании подписали договор о перекрестном владении акциями», - словом, японцы надеялись на определенный технологический прорыв, разумно полагая, что немецкий концерн, являясь одним из лидеров на общемировом авторынке, обладает достаточной для этого базой. Так оно и есть, однако в VAG решили, что с Suzuki следует поступить не слишком гуманно: максимально расширить свой контроль над деятельностью компании, при этом фактически ничего не предложив взамен.
Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из заявления боссов Suzuki: «Вследствие незначительного участия (всего 19,89%) концерна Volkswagen в акционерном капитале Suzuki японской компании будет очень сложно рассчитывать на получение технических достижений в том же объеме, что и компаниям, входящим в состав концерна Volkswagen». Это первая причина. Вторая – возможная потеря независимости: «Представители концерна Volkswagen официально заявили, что «концерн Volkswagen имеет значительное влияние на принятие основных коммерческих решений и определение направлений деятельности и развития компании Suzuki». Японцам такой вид сотрудничества показался не слишком привлекательным, и совет директоров принял решение о полном прекращении «партнерских отношений и взаимного участия в акционерных капиталах с концерном Volkswagen».
На что надеялись в Suzuki, и что хотели боссы VAG? Первые, скорее всего, рассчитывали на то, что смогут использовать новые экономичные двигатели и коробки передач, разработанные под крылом Volkswagen. Словом: получить доступ к современным агрегатам, ведь у самих Suzuki дела с новыми разработками обстоят, прямо скажем, не очень хорошо. А вторые были бы не прочь обрести контроль над производителем недорогих и вполне конкурентоспособных автомобилей и получить доступ на довольно крупный японский рынок микролитражек. Однако в результате ни одна из сторон не получила желаемого.
Сейчас боссы Suzuki надеются на то, что VAG пойдет им навстречу, и они смогут выкупить акции своей компании обратно. В дальнейшем взаимное владение акциями с каким бы то ни было автоконцернами исключено, уверены японцы. Но вовсе не факт, что развод получится мирным. В особенности, после того как руководство Suzuki грубо нарушило условия соглашения, приступив к сотрудничеству с Fiat
(что и вызвало негативную реакцию со стороны немцев), а глава японской компании прямо заявил о своем нежелании общаться с «топами» из Volkswagen.
Александр Кузьмин